Цены на гофротару: цепная реакция
14.12.2011
Это не первое повышение цен на картон и бумагу из первичного волокна в 2009 г. на внутреннем рынке. По сведениям, предоставленным производителями гофропродукции, цены поставщиками целлюлозного сырья поднимались уже дважды в течение года: на 5% в июле и на 5% в сентябре. Этому способствовало возобновление спроса на тарный картон на внешнем рынке с марта 2009 г., что привело к улучшению экспортного потенциала российских ЦБК. И с сентября увеличивающийся спрос в Европе сопровождается ростом цен. В последние месяцы объемы производства крупных производителей целлюлозного тарного картона вплотную приблизились к уровню 2008 г. А ведь именно целлюлозные картоны играют главную роль в ценообразовании на рынке гофропродукции, поскольку их доля составляет около двух третей в объеме потребления российских производителей тары из гофрокартона.
Одновременно с этим наблюдается снижение объемов производства картонов из вторичного сырья, вызванное дефицитом макулатуры. Как и любой другой дефицит, он также спровоцировал беспрецедентный, более чем двукратный рост цен на вторсырье. Тот не замедлил сказаться на планах производителей картона, а в итоге производителям упаковки приходится повышать цены на продукцию из него.
Вместе с тем, отечественные производители сырья не обеспечивают внутренней потребности в тарных картонах необходимого качества и ассортимента, что отрицательно сказывается на эффективности производителей гофропродукции. А альтернативных источников сырья для производства гофрированного картона нет. Пошлины на импортный тест-лайнер, сопоставимый по качеству и характеристикам с отечественными целлюлозосодержащими картонами, установлены в размере 15%, что делает его использование экономически неэффективным.
По данным Росстата, в последние 7 лет цены на тарные картоны росли значительно быстрее цен на упаковку из гофрокартона вследствие существенных различий в уровне конкуренции (см. рисунок).
Производство тарных картонов представляет собой типичную олигополию (54% приходится на 5 производителей, из которых 2 комбината используют производимый картон для собственных нужд). При этом продукцию из гофрокартона производят около 150 компаний, что обуславливает жесткую конкуренцию в данном секторе. Это означает, что степень ценового давления поставщиков сырья на производителей гофротары значительно превосходит по силе воздействия возможности последних по отношению к своим потребителям. Высокая конкуренция на рынке гофропродукции в совокупности с падением спроса в 2009 г. привела к катастрофическому падению отраслевой рентабельности. Этим была вызвана остановка производства сразу двумя крупными предприятиями, расположенными в Северо-Западном регионе. Это «Вереск-1», запуск которого состоялся в 2007 г. и «Анкора». При существующих тенденциях роста цен на сырье и удорожания тарифов, сохранение цен на гофропродукцию на уровне 2009 г. может привести к банкротству ряда производителей уже в следующем году.
Производители бумажного сырья уже заявили, что это не последнее повышение цен на их продукцию. В начале следующего года рынок ждет новый виток роста цен на тарные картоны, в связи ростом железнодорожных тарифов - на 9,4%, тарифов на газ - на 15% и тарифов на электроэнергию - на 7,6%. В таком случае, как считают эксперты рынка, тенденция роста цен на гофропродукцию сохранится, и следующее повышение цен на нее может состояться уже в первом квартале 2010 г. http://article.unipack.ru/28351/