Уральские производители гофроупаковки не скоро выйдут на проектные объемы
Уральские бизнесмены вложились в новые мощности по производству гофрокартона. Но загрузить их полностью и получить прибыль в ближайшее время проблематично, сообщает журнал "Эксперт-Урал".
B Европе заводы, выпускающие картонную упаковку, закрываются, а бизнесмены Большого Урала расширяют мощности. Так, на прошлой неделе Пермский ЦБК заявил о намерении войти в пятерку крупнейших изготовителей гофроупаковки в России. Для этого компания ввела новый цех стоимостью 80 млн долларов, который позволит увеличить объемы в 2,5 раза: c 115 до 300 млн кв. метров продукции в год. Чуть раньше производство гофрокартона ежегодной мощностью 180 млн кв. метров в год запущено «ЮжУралКартоном» на новой фабрике в Коркино Челябинской области: она обошлась в 30 млн долларов. Понятно, что когда грянул кризис, эти инвестпроекты уже были на выходе. Но в компаниях оптимизма не теряют: основные потребители картонной упаковки - пищевики, а им без тары в любых экономических условиях не обойтись.
По данным Национальной конфедерации упаковщиков, оборот российского рынка упаковки в целом рос на 10 - 12% ежегодно. В 2008 году рынок достиг 12 млн долларов, войдя в десятку крупнейших в мире. Потребление гофротары увеличивалось еще быстрее - минимум на 15% в год. В первую очередь это было связано со стабильным приростом спроса со стороны основного потребителя (до 85% от общего объема) - пищевой промышленности. Причем пищевики требовали не только количества, но и качества, отдавая предпочтение упаковке премиального сегмента - из беленого картона без примесей и запахов.
На волне стабильного роста спроса новые заводы гофрокартона открывались один за другим. В кризис, уже по инерции, запущены линии компаний Stora Enso (один из основных производителей пищевой упаковки в России) и «Готэк» - примерно 200 млн кубометров в год каждая, а затем - «Донской гофротары» (входит в агропромышленную группу «Юг России») и «Илима» - по 144 и 140 млн кв. метров соответственно.
Уральские производители гофроупаковки не скоро выйдут на проектные объемыОднако уже в первом квартале 2009 года производство продовольственных товаров упало: кондитерских изделий - на 4,3%, хлебобулочных - на 2,9%, колбасных - 9,4%, водки или ликероводочных - на 17,9% (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года). Кроме того, снижение курса рубля по отношению к основным валютам привело к повышению себестоимости продовольственных товаров на 8 - 15%, а фармацевтических - на 19 - 25%. В этих условиях промышленные потребители начали экономить на упаковке.
По данным Lesprom network, за первое полугодие-2009 производство тарного картона в России снизилось до 1,26 млн тонн, на 11,6% по сравнению с тем же периодом 2008-го. Некоторые предприятия, отмечают участники рынка, теперь загружены не более чем на 60%.
Кардинально изменилась и структура спроса. Вслед за утратой интереса покупателей к дорогим еде и напиткам предприятия пищевой промышленности существенно, примерно на 20%, снизили потребление упаковки премиального сегмента в пользу дешевого. Беленый картон сменился макулатурным, дорогая офсетная печать - дешевой и менее красочной. Чтобы приспособиться к новым условиям, уральским производителям гофроупаковки с их свеженькими производственными мощностями придется пересмотреть продуктовую линейку. Например, разработать новые виды тарного картона дешевого ценового сегмента. Пермский ЦБК уже продвинулся в этом направлении: здесь появились две новые марки, цена которых за счет подбора более дешевого сырья на 10 - 15% ниже, чем на ассортимент 2008 года.
Другой способ укрепить рынки сбыта, отмечают на Пермском ЦБК, - расширить собственную дилерскую сеть за пределами Пермского края, в центральной и южной частях России, где расположены основные потребители тарного картона для пищевки. В любом случае, отмечают в Национальной конфедерации упаковщиков, уральским производителям не скоро удастся выйти на проектные объемы. В ближайшие полгода борьба пойдет не столько за доли рынка, сколько за существование на нем в принципе.
Подвинуться придется мелким игрокам. По словам участников рынка, процесс активного вытеснения небольших заводов гофроупаковки уже пошел. В 2008 году они удерживали около 40% рынка. Но только с начала года и только в Москве и Питере закрыто около двух десятков фабрик, выпускающих менее миллиона тонн продукции в месяц. Их общая проблема - отсутствие собственного сырья. Они вынуждены свернуть производство, так как не имеют резервов для снижения цен и достаточного объема оборотных средств, которые помогли бы справиться с увеличившимися отсрочками платежей потребителей. За счет таких фабрик крупные российские комбинаты полного цикла сумели в первой половине года сохранить объемы производства - пусть не на прежнем уровне, но близком к нему.
Таким образом, вертикально интегрированные компании, имеющие собственное сырье, получают преимущество: во-первых, они не зависят от поставщиков, во-вторых, могут сокращать издержки. Исходя из этого тезиса, слабая позиция среди уральских производителей у «ЮжУралКартона»: своего сырья у него нет, и поиски путей снижения себестоимости станут для него главной темой.
Источник: Unipack.Ru